Доклад на тему:
«Национальная
идея «Мәңгілік Ел» -
методологическая
основа национального воспитания»
общественные
слушания
Подготовила:
Заместитель
директора по ВР
Новоникольской
СШ
Купчинская М.И.
2016-2017
учебный год
Национальная
идея «Мәңгілік Ел» -
методологическая
основа национального воспитания
«Каким я вижу
Казахстан будущего?
Я твердо уверен,
что казахстанцы 2050 года – это общество образованных, свободных людей,
говорящих на трех языках.
Они – граждане
мира. Они путешествуют. Они открыты новым знаниям. Они трудолюбивы. Они –
патриоты своей страны.
Я убежден, что
Казахстан 2050 года – это общество Всеобщего труда. Это государство с сильной
экономикой, где все делается для человека.
Где лучшее
образование, лучшее здравоохранение.
Где царят мир и
спокойствие.
Где граждане
свободны и равны, а власть справедлива.
Где верховенство
закона.
Я верю в то, что
мы движемся правильным курсом,
и ничто не
сможет сбить нас с верного пути.
Если мы будем
сильны, с нами будут считаться.
Если мы будет
надеяться на чудо или полагаться на других,
мы растеряем
достигнутое.
И сегодня мы
должны сделать единственно верный выбор»
Н.А.Назарбаев
Сопровождается
презентацией.
(слайд
1)
Мы
живем в мире обновляющегося государства. Причем обновление идет как ширь, так и
вглубь, затрагивая все сферы жизни. Сегодня мы по-новому осмысливаем
общечеловеческие ценности. Возвращается исконный смысл таким понятиям, как
воспитание, образованность, честность, порядочность, доброта, трудолюбие, гордость,
патриотизм.
Казахстанцам
пора понять: истоки возрождения культуры в народных традициях, утрата которых и
привела общество к бескультурью, неоправданной озлобленности, неумению слушать
друг друга. Мы, в подавляющем большинстве, довольно невоспитанные люди. Не
знаем, как себя вести в транспорте, на улице, в общественных местах, магазинах.
Имеем смутное представление о правилах хорошего тона, о вежливости, о культуре
поведения.
Сегодня
в современном Казахстане стране идет интенсивный поиск новых подходов к воспитанию
и возвышению его роли. Уже в дошкольном возрасте у ребенка следует вырабатывать
такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему
совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности и отвечали всем
нормам казахстанской морали. «Культурное воспитание ребенка должно начинаться
очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только что
научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить».
Воспитанность
не образуется сама по себе, как полагают некоторые родители. Само определение
«воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки
человека, результат его воспитания посредством убеждения и личного
положительного примера поведения родителей, учителей, сверстников… общества.
Какие
наиболее нравственные качества мы хотим видеть в наших детях?
Современной
методологической основой национального воспитания является Национальная идея
«Мәңгілік Ел». (слайд 2)
Консолидирующие
ценности на базе идеи Мәңгілік Ел, представленной президентом, – это гражданское
равенство; трудолюбие; честность; культ учености и образования; светская страна
- страна толерантности. (слайд 3)
За
25 лет суверенного развития Казахстана созданы главные ценности, которые
объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Эти
ценности - опыт Казахстанского Пути, выдержавшие испытание временем. (слайд 4)
Во
- первых, это Независимость Казахстана и Астана. (слайд 5)
Во
- вторых, национальное единство, мир и согласие в нашем обществе. (слайд 6)
В
- третьих, это светское общество и высокая духовность. (слайд 7)
В
- четвертых, экономический рост на основе индустриализации и инноваций. (слайд
8 )
В
- пятых, это Общество Всеобщего Труда. (слайд 9)
В
- шестых, общность истории, культуры и языка. (слайд 10 )
В
- седьмых, это национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в
решении общемировых и региональных проблем, ЭКСПО 2017. (слайд 11 )
В
этом случае гражданство будет самым надежным фундаментом устойчивого и
успешного государства.
(слайд
12 )Гражданственность, патриотизм. Что значит быть гражданином? Вопрос не
простой и не праздный, особенно для тех, кто скоро окончит школу и станет
совсем взрослым человеком. Взрослым человеком – взрослым гражданином, лицом,
которое пользуется всеми правами и должно выполнять свои обязанности,
определенные законами государства.
Сумеют
ли наши школьники стать гражданами? Это зависит от того, как они уже сейчас
относятся к происходящему вокруг, к собственным поступкам, от того, сумеет ли
он сказать человеку, что думает о его неправильных действиях.
Сейчас
о чем бы ни думал, чем бы ни занимался современный школьник, его мысли
постоянно обращаются к будущей профессии. В ней молодому человеку предстоит
окончательно осознать себя гражданином, патриотом. В этом самоопределении огромную
роль играет помощь молодым специалистам от государства.
Наиболее
актуальной и фундаментальной чертой характера современного подроста, будущего
надежного гражданина нашей страны является трудолюбие, заключающее в
положительном отношении личности к трудовой деятельности. Трудолюбие очень
важно в жизни – необходимо, потому что это естественно для человека чувствовать
себя нужным, знать что сделал что-то хорошее, создал что-то хорошее, оставил
после себя след в этой жизни. Трудолюбие нужно воспитывать – его не нужно
перевоспитывать, оно есть в нас самих, это наша сущность. Трудолюбие надо
поддерживать с самого раннего детства и давать ребенку возможность работать и
помогать нам, а впоследствии проявлять трудолюбие в области, где ему интересно
и действительно нравится проявлять его.
Мораль
нашего сегодняшнего общества диктует нам подлинно человеческие отношения между
людьми: равноправие, товарищество, взаимное уважение и заботу о ближних. Эти же
требования положены в основу правил поведения, в основу национальной идеи
«Мәңгілік Ел», обсуждаемой педагогической общественностью Казахстана.
У
разных народов разные обычаи. Различия обуславливаются историческими и местными
условиями, характером народа и другими факторами. Поэтому мы не должны
навязывать обычаи одного народа другому.
Считаю,
что Президенту нашего государства принадлежит огромная заслуга в сохранении и
поддержке мира и согласия среди всех населяющих на территории республики наций,
конфессий – воспитание и формирование с малых лет у каждого казахстанца
бережного чувства языковой толерантности. Нурсултан Назарбаев прикладывает все
силы для развития уважительного отношения этносов друг к другу, проживающих на
казахстанской территории; соблюдение гражданских, языковых прав и
экономических интересов их носителей, обеспечение возможности для всех этносов
пользоваться родными языками в любых коммуникативных сферах, где это возможно
на данном уровне развития того или иного языка.
Мы
живем в эпоху новой эры, в период критической переоценки старого, и полны
творческого рвения во имя будущего. Нашему обществу должна быть присуща
вежливость, вытекающая из сердечности и доброжелательности друг к другу. С
правилами поведения, этикета, морали молодое поколение казахстанцев должно
срастись, и чем раньше это произойдет, тем естественнее и непосредственнее
станет казахстанское общество.
Общий
вектор Концептуальных основ воспитания сегодняшнего подростка направлен на
формирование человека гармоничного, всесторонне развитого, обладающего
развитыми духовно-нравственными качествами, способного к сотрудничеству и
межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу
страны, активно участвующего в достижении главной цели Стратегии «Казахстан −
2050» − «Мәңгілік Ел».